Перейти к контенту

Электрооборудование Мерседес-Бенц - Генератор переменного тока

Книги по ремонту Мерседес > Библиотека > 13. Система электрооборудования

Инструкции по ремонту Мерседес-Бенц
Литература по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей Mercedes Benz


Mercedes-Benz 190 , Mercedes-Benz 207 , Mercedes-Benz 709-2644 , Mercedes-Benz A класс , Mercedes-Benz Actros , Mercedes-Benz Atego , Mercedes-Benz Axor , Mercedes-Benz B класс , Mercedes-Benz C класс , Mercedes-Benz E класс , Mercedes-Benz G класс , Mercedes-Benz GL класс , Mercedes-Benz LK класс , Mercedes-Benz MB 100D , Mercedes-Benz MK класс , Mercedes-Benz ML класс , Mercedes-Benz R класс , Mercedes-Benz S класс , Mercedes-Benz Sprinter , Mercedes-Benz Transporter , Mercedes-Benz Vaneo , Mercedes-Benz Vario , Mercedes-Benz Viano , Mercedes-Benz Vito , Mercedes-Benz W123 , Mercedes-Benz двигатели , Mercedes-Benz коробки передач

Книга по ремонту Mercedes


Название книги

Руководство по ремонту и эксплуатации Мерседес

Издательство Ротор

Информационно-справочная книга по ремонту Mercedes , а также пособие по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей Мерседес . Ремонт, устройство, эксплуатация и техническое обслуживание



Руководства по ремонту Мерседес

Интернет-магазин автомобильной литературы


интернет-магазин
руководств и инструкций по ремонту и эксплуатации автомобилей



Купить автокниги по ремонту, эксплуатации и обслуживанию автомобилей
Р
емонт автомобилей Мерседес
На сайте Вы можете скачать бесплатно электросхемы и примеры из книг


Краткое содержание главы (без картинок) для ознакомления перед покупкой

13.3. Генератор переменного тока

13.3.1. Меры предосторожности при работе с цепью генератора
13.3.2. Проверка генератора без демонтажа
13.3.3. Снятие и установка генератора
13.3.4. Замена щеток и регулятора напряжения генератора
13.3.5. Разборка и ремонт генератора

При неработающем двигателе потребители электроэнергии питаются от аккумуляторной батареи. При работе двигателя источником тока служит генератор.
Несмотря на свои небольшие размеры, не требующий обслуживания генератор переменного тока вырабатывает ток довольно большой силы. На холостых оборотах двигателя устройство вырабатывает около 25 А, при частоте вращения 2400 мин–1 достигается его максимальная мощность.
Щетки генератора выдерживают пробег более 100 000 км. Генератор приводится в действие ремнем. Так как в автомобиле переменный ток использоваться не может, в генераторе установлены диоды, преобразующие переменный ток в постоянный. Эти диоды восприимчивы к скачкам напряжения. Чтобы даже при низких оборотах двигателя обеспечивать необходимую мощность, генератор вращается быстрее коленчатого вала. Такое увеличение числа оборотов достигается за счет того, что диаметр приводного шкива генератора меньше диаметра шкива коленчатого вала. С другой стороны генератора установлен регулятор напряжения.


13.3.1. Меры предосторожности при работе с цепью генератора
При любых работах с цепью генератора необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
- никогда не отсоединять клеммы батареи или выводы регулятора напряжения при работающем двигателе и, соответственно, генераторе. В противном случае возникают скачки напряжения, которые могут повредить электронные устройства;
- ни в коем случае не допускать контакта вывода обмотки возбуждения генератора и присоединенного к ней провода соединения с «массой»;
- ни в коем случае не путать оба провода регулятора напряжения;
- никогда не подключать регулятор напряжения, если он соединен с «массой» (возможен мгновенный выход его из строя);
- никогда не снимать генератор, не отключив предварительно аккумуляторную батарею (как минимум следует снять «минусовую» клемму);
- при установке батареи следует соблюдать полярность;
- никогда не использовать в качестве пробника лампу, используемую в бытовой электросети (110 или 220 В). Использовать только лампу для сети напряжением 12 В;
- если проводится зарядка батареи без демонтажа, отсоединить обе клеммы батареи. С целью исключения возможности неправильного подключения проводов к клеммам аккумуляторной батареи они имеют разный внутренний диаметр.
Неверное подключение проводов ведет к выходу из строя выпрямителя и регулятора напряжения, других электрических и электронных устройств.


13.3.2. Проверка генератора без демонтажа
Во время поездки при нормальной работе системы зарядки контрольная лампа в комбинации приборов не должна гореть. Если это не так, возможно, неисправен генератор или регулятор напряжения. В первую очередь следует проверить все контакты соединений.
Проверить также, чтобы приводной ремень был правильно натянут натяжным устройством. Если в распоряжении есть вольтметр и амперметр, можно провести следующие проверки:
- найти провода с обратной стороны генератора. Красный провод подключен к выводу «B+» генератора, тонкий синий провод — к выводу «D+». Для первой проверки подключить вольтметр между выводом «D+» и «массой» (провод не отсоединять, зажигание не включать). Прибор должен показывать нулевое напряжение;
- включить зажигание и убедиться, что значение напряжения составляет 1—3 В. Если это не так, возможна неисправность регулятора напряжения или обмотки генератора;
- пустить двигатель и установить частоту вращения 2000 мин–1. При том же подключении прибора показываемое им значение напряжения должно составлять 13,7—14,5 В. Если это не так, неисправен регулятор напряжения или изношены щетки генератора. При высоких значениях напряжения (до 20 В) можно подозревать перегорание диодов;
- подключить амперметр к выводу «В+» и «массе». Пустить двигатель и довести частоту вращения до 1200 мин–1, включить несколько энергопотребителей. Амперметр должен показывать не менее 30 А. Если это не так, возможно, вышли из строя диоды. Дальнейшие проверки проводятся на снятом генераторе.
Если проверки показали, что генератор неисправен, во избежание больших затрат можно поступить следующим образом:
- отдать неисправный генератор на СТО, специализирующуюся на ремонте электрооборудования, для проведения проверки и ремонта;
- если есть опыт и необходимые навыки, можно попытаться отремонтировать генератор самостоятельно. Замена регулятора и щеток не составляет большой трудности. Для разборки снятого генератора вывернуть болты из корпуса. Платы диодов, ротор или обмотку можно заменить в отдельности. Подробное описание работ приведено в подразд. 13.3.4.

13.3.3. Снятие и установка генератора

Снятие и установку генератора следует проводить в следующем порядке:
- отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи;
- автомобиль впереди установить на опоры;
- отвернуть снизу защиту двигателя, чтобы получить доступ к деталям;
- ослабить натяжение приводного ремня (см. разд. «Система охлаждения») и снять его со шкива генератора;
- отсоединить оба провода с обратной стороны генератора;
- отвернуть два болта крепления генератора с передней стороны и вынуть их;
- вынуть вниз генератор.
Установка проводится в обратной последовательности.
Болты крепления генератора затянуть моментом 42 Н·м. Гайку «маленького» вывода («61/D+») завернуть моментом 5 Н·м, гайку «большого» вывода («30/В+») — моментом 18 Н·м.
Установить на место приводной ремень и натянуть его, как описано в разд. «Система охлаждения».
После установки ввести код магнитолы (если он есть) и установить время.

13.3.4. Замена щеток и регулятора напряжения генератора
Самостоятельную регулировку или ремонт генератора и соединенного с ним регулятора напряжения рекомендуется проводить только при наличии опыта такой работы. В некоторых мастерских старый генератор обменивают на новый и предлагают установку. На установленные в генераторе подшипники нанесена смазка, рассчитанная на весь срок службы, поэтому они не требуют регулярного обслуживания. Снаружи следует содержать генератор в чистоте, не допускать попадания на него воды или других жидкостей.
Щетки генератора контактируют с гладкими контактными кольцами и потому рассчитаны на длительный срок службы. Для проверки щеток генератор необходимо снять.
Далее провести следующие работы:
- измерить длину щеток а, как показано на рис. 309. Если она составляет менее 5 мм, отпаять провода, идущие к щеткам;
- припаять новые щетки и установить детали в обратной последовательности. Следить за тем, чтобы щетки расположились над контактными кольцами. При установке регулятора напряжения он должен войти в контакт с выводом 4 «массы».


13.3.5. Разборка и ремонт генератора
Устройство генератора переменного тока фирмы Bosch

Рис. 310. Устройство генератора переменного тока фирмы Bosch: 1 — гайка, 50 Н·м; 2 — шайба; 3 — шкив; 4 — упорная шайба; 5 — шайба; 6 — крыльчатка охлаждения; 7 — болт; 8 — стягивающий болт; 9 — передняя крышка генератора; 10 — подшипник со стороны привода; 11 — удерживающая пластина подшипника; 12 — упорное кольцо; 13 — шпонка; 14 — ротор; 15 — задний подшипник; 16 — статор; 17 — болт; 18 — выпрямительный блок; 19 — пластиковая изоляционная втулка; 20 — пластиковая втулка подшипника; 21 — корпус генератора; 22 — регулятор напряжения; 23 — изоляционная шайба; 24 — болт крепления регулятора напряжения; 25 — шайба; 26 — конденсатор; 27 — болт; 28 — гайка, 16 Н·м; 29 — пружинное кольцо; 30 — гайка вывода «D+»; 31 — пружинное кольцо; 32 — шайба

Работы по разборке генератора необходимо проводить в следующем порядке (рис. 310):

Отворачивание гайки крепления шкива

Рис. 311. Отворачивание гайки крепления шкива

- отвернуть гайку вала ротора и снять с вала шкив, вентилятор и дистанционную шайбу. Вал при этом можно удерживать от проворачивания, установив на шкив старый клиновой ремень, а генератор зажав в тиски (рис. 311), или можно установить шестигранник в конец вала и отвернуть гайку. Для снятия шкива использовать двух- или трехлапый съемник. Обратить внимание на то, чтобы установленный шкив соответствовал данному типу двигателя;
- вынуть шпонку из вала;
- отвернуть регулятор напряжения вместе со щеткодержателем и снять его (см. описание выше);
- пометить взаимное расположение передней крышки и корпуса генератора и вывернуть из корпуса два стяжных болта. Снять крышку, для чего при необходимости использовать пластмассовый молоток;

Снятие подшипника со стороны привода с ротора

Рис. 312. Снятие подшипника со стороны привода с ротора

- крышку с установленным ротором зажать в тиски и снять ротор трехлапым съемником, как показано на рис. 312. При выпрессовке ротора болты удерживающей пластины подшипника могут быть вырваны. Поэтому при установке съемника внимательно следить за тем, чтобы его лапы были заведены за пластину, а не только за крышку. Если нужно вынуть подшипник, отвернуть болты с внутренней стороны и выпрессовать подшипник;
- демонтировать подшипник с вала ротора. Если используется съемник, завести его под внутреннее кольцо подшипника;
- выпрямительный блок отпаять от статора. При этом для отвода тепла удерживать щипцами провода у мест пайки. Перегрев диодов недопустим. Снимать диоды рекомендуется при наличии соответствующих приборов и опыта.
Проверка щеток и щеткодержателя
Проверить контакт щеток с контактными кольцами. Проверить подвижность угольков щеток в направляющих, при необходимости очистить держатель щеток снимающей жир жидкостью.

Замер длины щеток (а — не менее 5,0 мм)

Рис. 309. Замер длины щеток (а — не менее 5,0 мм)

Если выступающая часть щеток менее 5,0 мм (см. рис. 309), необходима замена щеток. Для измерения следует использовать линейку.
Проверка ротора

Способ подключения омметра для проверки замыкания обмотки ротора на «массу»

Рис. 313. Способ подключения омметра для проверки замыкания обмотки ротора на «массу»

Если контактные кольца загрязнены или покрыты жиром, протереть их тряпкой, смоченной жидкостью, растворяющей жир. Царапины можно отполировать самой мелкозернистой шкуркой. Для проверки изоляции приложить контактные провода омметра к сердечнику ротора и контактным кольцам. Если значение сопротивления не стремится к бесконечности, ротор необходимо заменить (рис. 313).

Проверка ротора на короткое замыкание или обрыв цепи

Рис. 314. Проверка ротора на короткое замыкание или обрыв цепи

Проверить обмотку ротора на электропроводность, для чего оба контактных провода омметра приложить к контактным кольцам (рис. 314). Значение сопротивления должно находиться в пределах от 2,8 до 3,0 Ом. Если значение стремится к бесконечности, цепь разорвана или в ней замыкание. В обоих случаях необходима замена ротора или установка исправного бывшего в употреблении генератора.
Проверка статора

Проверка обмотки статора на короткое замыкание

Рис. 315. Проверка обмотки статора на короткое замыкание

Проверка обмотки статора на обрыв цепи

Рис. 316. Проверка обмотки статора на обрыв цепи

При коротком замыкании место повреждения можно определить визуально вследствие возникающего прогорания. В противном случае приложить один контакт омметра к наружнему кольцу 1 (рис. 315) статора, а другой — по очереди к выводам 2, 3, 4, 5 обмотки статора. Прибор должен показывать бесконечность. Для проверки обмотки на обрыв цепи контакты омметра по очереди подключить между выводами обмотки статора 1 и 2; 1 и 3; 1 и 4; 2 и 3; 2 и 4; 3 и 4 (рис. 316). Если значение стремится к бесконечности — цепь разорвана. Нормальное значение сопротивления должно составлять 0,10—0,11 Ом.
Проверка диодов выпрямителя
Точная проверка диодов на пропускание прямого напряжения и определение обратного тока возможны только при помощи специального прибора, поэтому ее лучше доверить специалистам.
Сборка
При сборке следует использовать рис. 310, где изображено устройство генератора. Гайку крепления шкива затянуть моментом 80 Н·м. Также обратить внимание на правильную установку щеток.




Оригинальные
Адаптеры
OBD-2


Диагностические адаптеры
ELM 327 USB
ELM 327 WI-FI
ELM 327 bluetooth

+ программа MotorData OBD бесплатно

Позволяют самостоятельно диагностировать современные автомобили без использования дорогостоящих профессиональных сканеров.

Инструкции по ремонту Мерседес-Бенц
Литература по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей Mercedes Benz


Книга по ремонту Mercedes Sprinter, книга по ремонту Мерседес Спринтер, мануал Mercedes Sprinter, мануал Мерседес Спринтер, двигатель Mercedes Sprinter, двигатель Мерседес Спринтер, электросхемы Mercedes Sprinter, электросхемы Мерседес Спринтер, инструкция по эксплуатации Mercedes Sprinter, инструкция по эксплуатации Мерседес Спринтер, литература Mercedes Sprinter, литература Мерседес Спринтер, руководство по ремонту Mercedes Sprinter, руководство по ремонту Мерседес Спринтер

Назад к содержимому