Перейти к контенту

Двигатель Мерседес-Бенц - Механизм привода распределительного вала двигателя автомобиля Mercedes-Benz

Книги по ремонту Мерседес > Библиотека > 2. Двигатель

Инструкции по ремонту Мерседес-Бенц
Литература по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей Mercedes Benz


Mercedes-Benz 190 , Mercedes-Benz 207 , Mercedes-Benz 709-2644 , Mercedes-Benz A класс , Mercedes-Benz Actros , Mercedes-Benz Atego , Mercedes-Benz Axor , Mercedes-Benz B класс , Mercedes-Benz C класс , Mercedes-Benz E класс , Mercedes-Benz G класс , Mercedes-Benz GL класс , Mercedes-Benz LK класс , Mercedes-Benz MB 100D , Mercedes-Benz MK класс , Mercedes-Benz ML класс , Mercedes-Benz R класс , Mercedes-Benz S класс , Mercedes-Benz Sprinter , Mercedes-Benz Transporter , Mercedes-Benz Vaneo , Mercedes-Benz Vario , Mercedes-Benz Viano , Mercedes-Benz Vito , Mercedes-Benz W123 , Mercedes-Benz двигатели , Mercedes-Benz коробки передач

Книга по ремонту Mercedes


Название книги

Руководство по ремонту и эксплуатации Мерседес

Издательство Ротор

Информационно-справочная книга по ремонту Mercedes , а также пособие по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей Мерседес . Ремонт, устройство, эксплуатация и техническое обслуживание



Руководства по ремонту Мерседес

Интернет-магазин автомобильной литературы


интернет-магазин
руководств и инструкций по ремонту и эксплуатации автомобилей



Купить автокниги по ремонту, эксплуатации и обслуживанию автомобилей
Р
емонт автомобилей Мерседес
На сайте Вы можете скачать бесплатно электросхемы и примеры из книг


Краткое содержание главы (без картинок) для ознакомления перед покупкой

2.12. Механизм привода распределительного вала

2.12.1. Снятие и установка устройства натяжения цепи привода распределительного вала
2.12.2. Демонтаж и монтаж приводной цепи распределительного вала
2.12.3. Демонтаж и монтаж натяжного башмака цепи
2.12.4. Демонтаж и монтаж успокоителей приводной цепи
2.12.5. Снятие и установка звездочки коленчатого вала
2.12.6. Снятие и установка распределительного вала
2.12.7. Газораспределительный механизм




а. Механизм натяжения цепи привода распределительного вала

Рис. 95 а. Механизм натяжения цепи привода распределительного вала: 1 — пробка; 2 — прокладка пробки; 3 — шарик; 4 — седло пружины; 5 — нажимная пружина; 6 — палец; 7 — разгрузочный клапан; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — шарик; 10 — нажимная пружина; 11 — нажимной шток; 12 — стопорное кольцо; 13 — болт крепления звездочки на распределительном валу; 14 — шайба болта крепления звездочки на распределительном валу; 15 — болт крепления звездочки на распределительном валу; 16 — замок цепи; 17 — башмак для натяжения цепи; 18 — опорный палец башмака; 19 — уплотнительная прокладка натяжителя цепи на головке блока цилиндров; 20 — натяжитель цепи

b. Прочие детали механизма привода распределительного вала

Рис. 95 b. Прочие детали механизма привода распределительного вала: 1 — двухрядная приводная цепь; 2 — посадочный штифт; 3 — упорная шайба распределительного вала; 4 — распределительный вал; 5 — планки-успокоители цепи; 6 — опорный палец успокоителя цепи на блоке цилиндров; 7 — опорный палец успокоителя цепи; 8 — посадочный штифт; 9 — направляющий желоб цепи

Механизм привода распределительного вала в сборе

Рис. 96. Механизм привода распределительного вала в сборе: 1 — звездочка коленчатого вала; 2 — натяжной башмак цепи; 3 — натяжитель цепи; 4 — звездочка привода распределительного вала; 5 — успокоитель цепи; 6 — звездочка привода топливного насоса; 7 — успокоитель цепи; 8 — рычаг натяжения цепи привода масляного насоса; 9 — звездочка привода масляного насоса

Все упомянутые в настоящем подразделе детали можно заменить на установленном на автомобиле двигателе. Расположение цепи привода распределительного вала и всех связанных с ней деталей показано на рис. 95 а и 95 b. На рис. 96 показан механизм привода распределительного вала в сборе.
Цепь привода распределительного вала приводит в действие звездочку распределительного вала, звездочку топливного насоса, а сама приводится в движение от звездочки коленчатого вала. Цепь поддерживается двумя планками — успокоителями. Натяжение цепи регулируется с помощью гидравлического натяжителя, размещенного в картере двигателя и воздействующего на натяжной башмак цепи, выполненный из легкого металла.
Звездочка привода распределительного вала фиксируется на валу шпонкой и закреплена болтом М8.
Вторая небольшая цепь предназначена для привода масляного насоса. Эта цепь приводится в действие второй звездочкой коленчатого вала (на коленчатом валу двигателя установлена спаренная звездочка) и снабжена собственным устройством натяжения.



2.12.1. Снятие и установка устройства натяжения цепи привода распределительного вала
Натяжитель цепи расположен сбоку, с правой стороны головки блока цилиндров. Усилие в натяжителе цепи создается усилием пружины и давлением моторного масла. Масло, находящееся внутри устройства натяжения цепи, одновременно выполняет функцию демпфера толчков, вызванных рывками цепи в процессе работы двигателя. Натяжитель цепи ремонту не подлежит, поэтому в случае отказов в работе должен заменяться новым.

Местонахождение натяжителя (1) цепи

Рис. 97. Местонахождение натяжителя (1) цепи

Натяжитель цепи может быть легко демонтирован, однако рекомендуется обзавестись ручным прессом для выполнения последующего монтажа натяжителя на двигатель. Также может пригодиться настольный сверлильный станок. На пробке натяжителя предусмотрены два шестигранника под ключ: большой и малый. Гаечным ключом необходимо откручивать только большой шестигранник. Если начать откручивать малый шестигранник, то натяжитель цепи может распасться внутри на части. На рис. 97 показано расположение пробки натяжителя цепи на установленном на автомобиле двигателе. При сомнении в исправности натяжителя его следует заменить на новый.
Перед установкой нового натяжителя его необходимо заправить маслом. Для этого необходимо опустить натяжитель нажимным штоком в сосуд с моторным маслом. Уровень масла должен достигнуть метки над фланцем шестигранника. Затем поместить сосуд вместе с находящимся в нем натяжителем под ручной пресс (или на настольный сверлильный станок) и надавить на нажимной штифт до упора 7–10 раз.

Механизм привода распределительного вала в сборе

Рис. 96. Механизм привода распределительного вала в сборе: 1 — звездочка коленчатого вала; 2 — натяжной башмак цепи; 3 — натяжитель цепи; 4 — звездочка привода распределительного вала; 5 — успокоитель цепи; 6 — звездочка привода топливного насоса; 7 — успокоитель цепи; 8 — рычаг натяжения цепи привода масляного насоса; 9 — звездочка привода масляного насоса

После заполнения натяжителя маслом следует проверить его сжатие: оно должно осуществляться медленно, равномерно и только с приложением определенного усилия. После этого следует поставить уплотнительную прокладку и установить натяжитель на свое место в двигателе. Затягивать его следует моментом 80 Н·м. Нажимной шток натяжителя должен сесть на натяжной башмак, как показано на рис. 96.


2.12.2. Демонтаж и монтаж приводной цепи распределительного вала

Распределительный вал и топливный насос приводятся в действие посредством двухрядной приводной цепи. Приводные звездочки распределительного вала и топливного насоса имеют в два раза больше зубьев, чем ведущая звездочка коленчатого вала. Два успокоителя цепи поддерживают цепь с одной стороны, а нажимной башмак, на который постоянно давит гидравлический демпфер натяжителя, постоянно поджимает цепь с другой стороны. Замена приводной цепи распределительного вала на установленном на автомобиле двигателе требует определенной сноровки и опыта для того, чтобы исключить спадание цепи со звездочки.
Для замены приводной цепи распределительного вала на установленном на автомобиле двигателе необходимо иметь под рукой ручную шлифовальную машинку. Новые приводные цепи распределительного вала поставляются обязательно со съемными звеньями-замками, предусмотренными для их монтажа. Замену цепи распределительного вала необходимо проводить следующим образом:
- снять все детали, препятствующие доступу к приводной цепи распределительного вала;
- снять маслоразбрызгивающие сопла (хотя это и потребует выполнения дополнительных работ, но двигатель будет легче проворачивать);
- снять крышку головки блока цилиндров;
- снять натяжитель цепи (подразд. 2.12.1);
- картер цепи накрыть куском ветоши;
- шлифовальной машинкой сточить наклепанные головки пальцев звена цепи. Цепь пока не разъединять;
- новую приводную цепь распределительного вала присоединить к старой цепи, вытащив сточенное звено из старой цепи;
- с помощью ключа со сменной торцовой головкой и трещоткой, вставленного в болт крепления ременного шкива коленчатого вала, медленно проворачивать коленчатый вал в рабочем направлении его вращения;
- в ходе медленного вращения коленчатого вала необходимо поддерживать в натянутом положении старую приводную цепь за свободный конец, в то время как другой ее конец, соединенный с новой цепью, заведет последнюю на звездочки. Следить за тем, чтобы цепь не выходила из зацепления со звездочкой привода распределительного вала и звездочкой коленчатого вала;

Установка соединительного звена-замка в приводную цепь (данную операцию необходимо проводить со стороны, указанной стрелкой)

Рис. 98. Установка соединительного звена-замка в приводную цепь (данную операцию необходимо проводить со стороны, указанной стрелкой)

- как только оба конца новой цепи окажутся в верхней части звездочки привода распределительного вала, старая цепь отсоединяется от новой, а в свободные отверстия роликов новой цепи вставляется съемное звено-замок с внутренней стороны наружу, как показано на рис. 98. На пальцы соединительного звена цепи установить новые стопорные кольца. При этом оба конца цепи следует временно подвязать проволокой к звездочке привода распределительного вала, чтобы они не слетели с нее в картер цепи;

Местонахождение направляющего штифта распределительного вала (вверху). Расположение установочных меток, соответствующих положению поршня первого цилиндра в ВМТ (внизу)

Рис. 33. Местонахождение направляющего штифта распределительного вала (вверху). Расположение установочных меток, соответствующих положению поршня первого цилиндра в ВМТ (внизу): 1 — метка на звездочке распределительного вала; 2 — метка на крышке первого подшипника распределительного вала

- проворачивать коленчатый вал до тех пор, пока поршень первого цилиндра не остановится в положении ВМТ. Затем проверить (на ременном шкиве коленчатого вала либо на гасителе крутильных колебаний), чтобы в этом положении шкива коленчатого вала метки распределительного вала заняли положение, показанное на рис. 33. Если этого не произошло, то необходимо проверить механизм привода распределительного вала и топливного насоса, как изложено в соответствующих подразделах;
- оставшиеся работы выполняются в последовательности, обратной снятию.

Примечание
Следует помнить, что приводные цепи могут соединяться также с помощью обычных вставных звеньев. При этом внешняя пластина цепи должна быть хорошо прижата к роликам, а выступающие концы пальцев звена должны быть расклепаны. Эту работу надо выполнять на СТО. Изложенное выше описание распространяется на цепи со съемными звеньями-замками.


2.12.3. Демонтаж и монтаж натяжного башмака цепи

Механизм привода распределительного вала в сборе

Рис. 96. Механизм привода распределительного вала в сборе: 1 — звездочка коленчатого вала; 2 — натяжной башмак цепи; 3 — натяжитель цепи; 4 — звездочка привода распределительного вала; 5 — успокоитель цепи; 6 — звездочка привода топливного насоса; 7 — успокоитель цепи; 8 — рычаг натяжения цепи привода масляного насоса; 9 — звездочка привода масляного насоса

а. Механизм натяжения цепи привода распределительного вала

Рис. 95 а. Механизм натяжения цепи привода распределительного вала: 1 — пробка; 2 — прокладка пробки; 3 — шарик; 4 — седло пружины; 5 — нажимная пружина; 6 — палец; 7 — разгрузочный клапан; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — шарик; 10 — нажимная пружина; 11 — нажимной шток; 12 — стопорное кольцо; 13 — болт крепления звездочки на распределительном валу; 14 — шайба болта крепления звездочки на распределительном валу; 15 — болт крепления звездочки на распределительном валу; 16 — замок цепи; 17 — башмак для натяжения цепи; 18 — опорный палец башмака; 19 — уплотнительная прокладка натяжителя цепи на головке блока цилиндров; 20 — натяжитель цепи

Положение натяжного башмака приводной цепи показано на рис. 95 а и 96. Для замены натяжного башмака приводной цепи необходимо демонтировать головку блока цилиндров и крышку механизма привода распределительного вала. Синтетическое покрытие башмака заменить нельзя, поэтому приходится менять башмак в сборе при износе покрытия. Процесс замены башмака натяжителя цепи необходимо проводить следующим образом:
- демонтировать все детали, которые создают препятствие для свободного доступа к передней части двигателя. Аккумуляторная батарея должна быть отсоединена;
- снять головку блока цилиндров (см. подразд. 2.4.1);
- снять крышку механизма привода распределительного вала (см. подразд. 2.5);
- краской нанести метки на звездочку коленчатого вала и приводную цепь;

Метки на звездочке привода распределительного вала и приводной цепи

Рис. 99. Метки на звездочке привода распределительного вала и приводной цепи

- нанести метки на звездочку распределительного вала и приводную цепь (рис. 99);

Фиксация звездочки привода распределительного вала

Рис. 100. Фиксация звездочки привода распределительного вала

- отвернуть крепежный болт звездочки привода распределительного вала, предварительно зафиксировав ее от проворачивания. Зафиксировать и удерживать звездочки от проворачивания можно с помощью оправки (рис. 100);
- демонтировать звездочку привода распределительного вала;
- натяжной башмак наклонить внутрь и снять его с опорного пальца;
- проверить степень износа либо повреждения синтетического покрытия и при необходимости заменить башмак;
- установку башмака провести в обратной снятию последовательности. Затянуть болт крепления звездочки привода распределительного вала. Затяжку болта проводить моментом 25 Н·м, а затем довернуть еще на 85–95° при одновременном удерживании распределительного вала от проворачивания. При установке приводной цепи следите за тем, чтобы метки, нанесенные краской на приводную цепи и обе звездочки, совпали.


2.12.4. Демонтаж и монтаж успокоителей приводной цепи

b. Прочие детали механизма привода распределительного вала

Рис. 95 b. Прочие детали механизма привода распределительного вала: 1 — двухрядная приводная цепь; 2 — посадочный штифт; 3 — упорная шайба распределительного вала; 4 — распределительный вал; 5 — планки-успокоители цепи; 6 — опорный палец успокоителя цепи на блоке цилиндров; 7 — опорный палец успокоителя цепи; 8 — посадочный штифт; 9 — направляющий желоб цепи

Механизм привода распределительного вала в сборе

Рис. 96. Механизм привода распределительного вала в сборе: 1 — звездочка коленчатого вала; 2 — натяжной башмак цепи; 3 — натяжитель цепи; 4 — звездочка привода распределительного вала; 5 — успокоитель цепи; 6 — звездочка привода топливного насоса; 7 — успокоитель цепи; 8 — рычаг натяжения цепи привода масляного насоса; 9 — звездочка привода масляного насоса

Детали успокоителя приводной цепи распределительного вала

Рис. 101. Детали успокоителя приводной цепи распределительного вала: 1 — съемник; 2 — резьбовой палец для демонтажа; 3 — верхний опорный палец; 4 — рычаг натяжной пружины; 5 — натяжитель цепи; 6 — податливый болт, 25 Н·м + 90°; 7 — шайба звездочки привода распределительного вала; 8 — звездочка привода распределительного вала; 9 — успокоитель приводной цепи; 10 — распределительный вал; 11 — натяжная пружина; 12 — нижний опорный палец; 13 — направляющий ременный шкив

Расположение успокоителей приводной цепи показано на рис. 95 b и 96. При их снятии обычно требуется молоток для того, чтобы извлечь опорные пальцы. С внутренней стороны опорного пальца выполнена резьба М6. С помощью длинного болта М6, втулки и шайбы можно довольно просто демонтировать этот палец. На рис. 101 показана передняя часть двигателя с некоторыми подробностями монтажа и демонтажа. При демонтаже верхнего успокоителя приводной цепи (в головке блока цилиндров) необходимо поступать следующим образом (предполагается, что все детали, препятствующие доступу к демонтируемым деталям, уже сняты с автомобиля):

Расположение меток при нахождении поршня первого цилиндра в ВМТ

Рис. 102. Расположение меток при нахождении поршня первого цилиндра в ВМТ

- снять крышку головки блока цилиндров. Перед последующей установкой крышки головки блока цилиндров необходимо проверить совпадение меток ВМТ на фланце 1 (рис. 102) и на крышке 2 первого подшипника распределительного вала;
- снять вискомуфту;
- полностью демонтировать натяжитель приводного ремня. Опорный палец натяжного рычага 4 (см. рис. 101) устройства натяжения ремня одновременно является опорой успокоителя приводной цепи;
- снять звездочку привода распределительного вала с учетом инструкций, содержащихся в соответствующей главе;
- демонтировать натяжитель цепи (подразд. 2.12.1);

Снятие опорных пальцев (показаны стрелками)

Рис. 103. Снятие опорных пальцев (показаны стрелками)

- демонтировать оба опорных пальца успокоителя цепи с помощью выбивного молотка и резьбовой вставки (рис. 103) и снять успокоитель цепи с верхней части. При отсутствии выбивного молотка, что довольно часто случается, на опорный палец надевается большая шайба, а сверху — втулка. Затем берется длинный болт М6 с большой шайбой и закручивается в торец опорного пальца (шайба болта должна упираться в верхний край втулки). При последующем затягивании болта и зажатии втулки опорный палец подаваться из посадочного гнезда;
- перед установкой нового либо ранее использовавшегося опорного пальца необходимо наносить герметик на фланец;
- установить успокоитель цепи в правильное положение и запрессовать опорные пальцы в их посадочные гнезда. Чтобы исключить при этом выдавливание успокоителя цепи, в него упирают отвертку для оказания противодавления. Направляющий паз в опорном отверстии успокоителя цепи должен сесть на выступ верхнего опорного пальца;
- дальнейшая сборка осуществляется в последовательности, обратной демонтажу.
При установке приводной цепи на звездочку привода распределительного вала обратите внимание на метки, нанесенные краской.

Установка успокоительной планки цепи (1) на два опорных пальца (2)

Рис. 104. Установка успокоительной планки цепи (1) на два опорных пальца (2)

При замене нижней успокоительной планки цепи, расположение которой показано на рис. 104, необходимо выполнить следующие операции:
- разобрать передок автомобиля, чтобы обеспечить доступ ко всем нужным узлам и деталям двигателя;
- снять крышку механизма привода распределительного вала (см. подразд. 2.5.1);

Снятие натяжного рычага

Рис. 105. Снятие натяжного рычага

- отвести натяжной рычаг вместе с пружиной и прижимным башмаком цепи настолько, чтобы он смог пройти мимо цепи и опуститься на коленчатый вал, как показано на рис. 105;
- снять натяжной рычаг с опорного пальца и осторожно подать его в сторону ослабления пружины, затем, отцепив пружину, снять рычаг вместе с ней;
- снять успокоительную планку цепи с обоих опорных пальцев;

Правильное положение натяжного рычага цепи привода масляного насоса с прижимным башмаком

Рис. 106. Правильное положение натяжного рычага цепи привода масляного насоса с прижимным башмаком

- вставить на опорные пальцы новую успокоительную планку цепи. Зацепить пружину на прижимном башмаке цепи и натяжном рычаге и все вместе надвинуть на опорные пальцы, как показано на рис. 106;
- установить на место крышку механизма привода распределительного вала с учетом инструкций, изложенных в подразд. 2.5.



2.12.5. Снятие и установка звездочки коленчатого вала

Снятие и установку звездочки коленчатого вала необходимо проводить в следующем порядке:
- снять все узлы и детали, препятствующие доступу к торцовой части двигателя;

Механизм привода распределительного вала в сборе

Рис. 96. Механизм привода распределительного вала в сборе: 1 — звездочка коленчатого вала; 2 — натяжной башмак цепи; 3 — натяжитель цепи; 4 — звездочка привода распределительного вала; 5 — успокоитель цепи; 6 — звездочка привода топливного насоса; 7 — успокоитель цепи; 8 — рычаг натяжения цепи привода масляного насоса; 9 — звездочка привода масляного насоса

Снятие натяжного рычага

Рис. 105. Снятие натяжного рычага

- демонтировать крепление натяжного рычага с прижимным башмаком цепи привода масляного насоса согласно описанию, содержащемуся в предыдущем подразделе, и снять рычаг 8, показанный на рис. 96 (см. также рис. 105);
- отвернуть болт крепления звездочки привода масляного насоса и демонтировать звездочку с вала, одновременно сняв приводную цепь со звездочки коленчатого вала;
- положение звездочек привода распределительного вала и привода масляного насоса должно быть соответствующим образом промаркировано на коленчатом валу с тем, чтобы при последующей сборке установить их в исходное положение;

Метки на звездочке привода распределительного вала и приводной цепи

Рис. 99. Метки на звездочке привода распределительного вала и приводной цепи

- нанести краской метки на звездочку распределительного вала и приводную цепь распределительного вала, как показано на рис. 99;
- снять звездочку с распределительного вала, ослабив таким образом натяжение приводной цепи;
- демонтировать звездочку с коленчатого вала с использованием подходящего съемника;
- проконтролировать состояние шпонок коленчатого вала (шпонки звездочки и шкива), при наличии следов износа заменить их новыми;
- если возникнет необходимость замены звездочки коленчатого вала, надо скопировать метку со старой звездочки на новую, отметив краской соответствующий зуб относительно ее шпоночной канавки.
Установку звездочки на коленчатый вал необходимо производить в следующем порядке:
- вставить новые шпонки в специальные гнезда коленчатого вала. Обе поверхности должны быть параллельны оси коленчатого вала;
- с помощью подходящей оправки напрессовать звездочку на фланец коленчатого вала. Проверить правильность посадки шпонки;
- установить звездочку и цепь привода распределительного вала. Обратите внимание на маркировку, выполненную перед демонтажом краской;
- провернуть двигатель несколько раз, обращая внимание на метки с верхней стороны распределительного вала (см. рис. 99);

Установка звездочки на вал масляного насоса

Рис. 107. Установка звездочки на вал масляного насоса

- установить на место звездочку масляного насоса. На ступице звездочки масляного насоса выполнены специальные посадочные кромки, соответствующие отверстию на валу масляного насоса, как показано на рис. 107;

Правильное положение натяжного рычага цепи привода масляного насоса с прижимным башмаком

Рис. 106. Правильное положение натяжного рычага цепи привода масляного насоса с прижимным башмаком

- установить натяжной рычаг с прижимным башмаком для цепи привода масляного насоса (см. рис. 106);
- установить на свое место крышку механизма привода распределительного вала (подразд. 2.5);
- выполнить установку в последовательности, обратной снятию.


2.12.6. Снятие и установка распределительного вала

Числовой идентификатор, указывающий на соответствующую модификацию либо размерную группу распределительного вала (вверху). Правильное направление вращения коленчатого вала (внизу) для установки положения ВМТ

Рис. 108. Числовой идентификатор, указывающий на соответствующую модификацию либо размерную группу распределительного вала (вверху). Правильное направление вращения коленчатого вала (внизу) для установки положения ВМТ

Не на всех модификациях данного двигателя установлен одинаковый распределительный вал. Выбитый на валу номер, который находится в показанном на рис. 108 месте, указывает на его принадлежность к конкретному типу двигателя. Распределительные валы так называемых ремонтных размерных групп (1-й и 2-й ремонтные размеры) тоже снабжаются соответствующим числовым идентификатором.
На двигатель вашего автомобиля можно устанавливать только тот распределительный вал, который снабжен конкретным идентификационным номером. Распределительный вал установлен на подшипниках в головке блока цилиндров. Нижняя часть подшипников отлита в виде гнезд за одно целое с головкой блока цилиндров, к которым крепятся болтами крышки подшипников.
Распределительный вал снимается после того, как удален крепеж крышек подшипников и снята его приводная звездочка. Передок автомобиля соответствующим образом разбирается, чтобы обеспечить доступ к необходимым для выполнения работы узлам и деталям. Снятие и установку распределительного вала необходимо проводить в следующем порядке:
- отсоединить «массовый» провод от аккумуляторной батареи;
- снять воздухозаборный патрубок;
- снять крышку головки блока цилиндров. Она крепится с помощью 6 болтов в верхней части двигателя;
- поворачивать вал двигателя до тех пор, пока поршень первого цилиндра не остановится в ВМТ, при этом «нулевая» метка на ременном шкиву должна установиться напротив установочного указателя. Проворачивание вала двигателя осуществляется за центральный болт крепления шкива коленчатого вала с помощью торцового ключа с трещоткой;

Предупреждение
Ни в коем случае не пытайтесь проворачивать коленчатый вал за центральный болт крепления звездочки распределительного вала с помощью гаечного ключа. Коленчатый вал всегда следует проворачивать только в рабочем направлении его вращения. Остановив коленчатый вал в нужном положении, обратите внимание на положение меток с верхней стороны распределительного вала, они должны находиться напротив друг друга, как показано на рис. 102.

- полностью демонтировать натяжитель цепи (подразд. 2.12.1);

Метки на звездочке привода распределительного вала и приводной цепи

Рис. 99. Метки на звездочке привода распределительного вала и приводной цепи

- на звездочке распределительного вала и на его приводной цепи необходимо краской нанести метки — две полоски в одну линию, как показано двумя стрелками на рис. 99;

Фиксация звездочки привода распределительного вала

Рис. 100. Фиксация звездочки привода распределительного вала

- отвернуть и снять вместе с шайбой болт крепления звездочки на распределительном валу. Для предотвращения проворачивания распределительного вала при откручивании болта между спицами звездочки необходимо вставить крепкую отвертку либо толстый болт, как показано на рис. 100. Одновременно можно привлечь помощника, который зафиксирует коленчатый вал от проворачивания за зубчатый венец маховика снизу через поддон картера маховика (преобразователя крутящего момента);
- демонтировать звездочку с распределительного вала, удерживая приводную цепь в постоянно натянутом положении, чтобы не дать ей выйти из зацепления со звездочкой коленчатого вала;

Последовательность снятия крепежных болтов крышек подшипников распределительного вала четырехцилиндрового двигателя

Рис. 109. Последовательность снятия крепежных болтов крышек подшипников распределительного вала четырехцилиндрового двигателя

Последовательность снятия крепежных болтов крышек подшипников распределительного вала пятицилиндрового двигателя

Рис. 110. Последовательность снятия крепежных болтов крышек подшипников распределительного вала пятицилиндрового двигателя

- отвернуть поочередно в несколько приемов болты крепления крышек подшипников распределительного вала и снять в определенном порядке крышки подшипников с подшипниковых стоек. На четырехцилиндровом двигателе следует придерживаться указанной на рис. 109 последовательности откручивания и снятия крышек подшипников. Сначала откручиваются болты крепления крышек первого, третьего и пятого подшипников (болты, обозначенные черными стрелками), а затем отпускаются попеременно крест-накрест болты крепления крышек второго и четвертого подшипников (обозначены белыми стрелками) до момента исчезновения усилия на распределительном валу. На пятицилиндровом двигателе схема демонтажа крепежных болтов и снятия крышек подшипников показана на рис. 110. Первыми откручиваются болты крышек первого, второго, третьего и шестого подшипников (черные стрелки), а затем отпускаются попеременно крест-накрест болты крепления крышек четвертого и пятого подшипников (белые стрелки) до момента исчезновения усилия на распределительном валу;
- приподнять распределительный вал с подшипниковых опор;

Распределительный вал и его крепление в головке блока цилиндров

Рис. 111. Распределительный вал и его крепление в головке блока цилиндров: 1 — головка блока цилиндров; 2 — упорное полукольцо; 3 — распределительный вал; 4 — шайба; 5 — болт М10х50 мм крепления звездочки привода распределительного вала; 6 — посадочный штифт; 7 — звездочка привода распределительного вала; 8 — болт М8х45 мм крепления крышки подшипника распределительного вала; 9 — крышка подшипника распределительного вала

Упорное полукольцо для осевой фиксации распределительного вала

Рис. 112. Упорное полукольцо для осевой фиксации распределительного вала

- вытащить упорное полукольцо распределительного вала из паза головки блока цилиндров. На рис. 111 показан разрез фланца распределительного вала с упорным полукольцом, ограничивающим осевой зазор распределительного вала. Посадочный паз полукольца показан на рис. 112.
Для проверки гидротолкателей клапанов их можно вытащить из колодцев с помощью присоски. После проверки установите толкатели на их прежние места.
При замене распределительного вала либо головки блока цилиндров предварительно следует обильно смазать вал и, установив его в подшипниках, несколько раз провернуть с тем, чтобы выявить возможные места заклинивания. Эту работу следует выполнять в следующем порядке:
- установить упорное полукольцо на головку блока цилиндров, как показано на рис. 112. Если кромки полукольца износились, то его необходимо заменить новым;
- смазать шейки распределительного вала и опустить его на подшипниковые стойки головки блока цилиндров. Толкатели при данной проверке должны быть извлечены из своих посадочных гнезд;
- установить крышки подшипников в соответствующие гнезда и завернуть крепежные болты моментом 25 Н·м. Затяжку начинать с болтов средних подшипников и постепенно перемещаться к краям;
- в резьбовое отверстие под крепежный болт звездочки завернуть болт М10х30 мм, а затем за этот болт проворачивать распределительный вал. Если покажется, что вал проворачивается туго, то попробуйте поочередно отпускать крепежные болты отдельных подшипников, продолжая проворачивать распределительный вал. Когда вы дойдете до крышки подшипника, который явился причиной тугого вращения распределительного вала, крышку этого подшипника необходимо демонтировать и замерить рабочий зазор с учетом рекомендаций для подшипников коленчатого вала. Зазор в подшипниках должен находиться в пределах от 0,050 до 0,081 мм. В противном случае причиной заклинивания может быть частичная деформация распределительного вала (при установке нового распределительного вала подобная причина исключается);

Установка распределительного вала

Рис. 113. Установка распределительного вала: 1 — болт крепления крышки подшипника, 23 Н·м; 2 — шайба; 3 — крышка подшипника распределительного вала; 4 — посадочные втулки; 5 — посадочный штифт для звездочки распределительного вала; 6 — распределительный вал

- распределительный вал снова демонтировать. Последующий его монтаж может проводиться с использованием рис. 113. На данном рисунке показан распределительный вал четырехцилиндрового двигателя;
- обильно смазать и установить в соответствующие посадочные колодцы толкатели клапанов;
- распределительный вал установить в гнезда и на упорное полукольцо в головке блока цилиндров;
- произвести равномерную, крест-накрест затяжку крепежных болтов крышек второго и четвертого подшипников распределительного вала четырехцилиндрового двигателя моментом 25 Н·м, как показано на рис. 109. После этого установить в гнезда оставшиеся крышки подшипников и затянуть их крепежные болты тем же моментом;
- равномерно крест-накрест, поочередно затянуть крепежные болты крышек второго и четвертого подшипников распределительного вала пятицилиндрового двигателя моментом 25 Н·м, как показано на рис. 110. После этого установить в гнезда оставшиеся крышки подшипников и затянуть их крепежные болты тем же моментом;
- звездочку привода вместе с приводной цепью посадить на распределительный вал, проследив за тем, чтобы совпали метки, ранее нанесенные краской, а посадочный штифт распределительного вала вошел в соответствующее отверстие на звездочке;
- замерить длину крепежного болта звездочки распределительного вала от нижней кромки головки болта до конца резьбовой части. Если результат замера превысит 53,6 мм, то необходимо использовать новый болт. Затяжку этого болта следует производить моментом 25 Н·м, предварительно зафиксировав звездочку от проворачивания посредством болта (либо крепкой отвертки), вставленного в отверстие между спицами звездочки, как показано на рис. 100. После этого необходимо окончательно затянуть этот болт еще на 85–95°;
- смонтировать натяжитель цепи, затянув его моментом 80 Н·м;

Расположение меток при нахождении поршня первого цилиндра в ВМТ

Рис. 102. Расположение меток при нахождении поршня первого цилиндра в ВМТ

- проконтролировать установочные метки распределительного вала на предмет его правильной установки в положении поршня первого цилиндра, находящегося в ВМТ. Метка на распределительном валу должна находиться против выступающей метки на крышке первого подшипника распределительного вала при установке поршня первого цилиндра в ВМТ. Эти метки хорошо видны, если смотреть на распределительный вал сверху, как показано на рис. 102;
- установить на свое место крышку головки блока цилиндров;
- все остальные работы проделать в последовательности, обратной демонтажу;
- пустить двигатель и проверить его на наличие утечек масла.



2.12.7. Газораспределительный механизм

Расположение меток при нахождении поршня первого цилиндра в ВМТ

Рис. 102. Расположение меток при нахождении поршня первого цилиндра в ВМТ

Газораспределительный механизм невозможно отрегулировать. Вот почему необходимо выполнять все изложенные в настоящем руководстве инструкции, если возникает необходимость в демонтаже цепи привода распределительного вала, приводных звездочек и других деталей, оказывающих влияние на систему газораспределения. Выверка и центрирование деталей механизма газораспределения согласно рис. 102 недостаточны для безупречного управления клапанами. Двигатель разрешается пускать лишь в том случае, если указанные метки совпадают.
Большой пробег автомобиля вызывает износ кулачков распределительного вала. В этом случае только на СТО могут определить состояние газораспределительного механизма и степень его износа.

Оригинальные
Адаптеры
OBD-2


Диагностические адаптеры
ELM 327 USB
ELM 327 WI-FI
ELM 327 bluetooth

+ программа MotorData OBD бесплатно

Позволяют самостоятельно диагностировать современные автомобили без использования дорогостоящих профессиональных сканеров.

Инструкции по ремонту Мерседес-Бенц
Литература по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей Mercedes Benz


Книга по ремонту Mercedes Sprinter, книга по ремонту Мерседес Спринтер, мануал Mercedes Sprinter, мануал Мерседес Спринтер, двигатель Mercedes Sprinter, двигатель Мерседес Спринтер, электросхемы Mercedes Sprinter, электросхемы Мерседес Спринтер, инструкция по эксплуатации Mercedes Sprinter, инструкция по эксплуатации Мерседес Спринтер, литература Mercedes Sprinter, литература Мерседес Спринтер, руководство по ремонту Mercedes Sprinter, руководство по ремонту Мерседес Спринтер

Назад к содержимому