Перейти к контенту

Двигатель Мерседес-Бенц - Поршни и шатуны двигателя автомобиля Mercedes-Benz

Книги по ремонту Мерседес > Библиотека > 2. Двигатель

Инструкции по ремонту Мерседес-Бенц
Литература по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей Mercedes Benz


Mercedes-Benz 190 , Mercedes-Benz 207 , Mercedes-Benz 709-2644 , Mercedes-Benz A класс , Mercedes-Benz Actros , Mercedes-Benz Atego , Mercedes-Benz Axor , Mercedes-Benz B класс , Mercedes-Benz C класс , Mercedes-Benz E класс , Mercedes-Benz G класс , Mercedes-Benz GL класс , Mercedes-Benz LK класс , Mercedes-Benz MB 100D , Mercedes-Benz MK класс , Mercedes-Benz ML класс , Mercedes-Benz R класс , Mercedes-Benz S класс , Mercedes-Benz Sprinter , Mercedes-Benz Transporter , Mercedes-Benz Vaneo , Mercedes-Benz Vario , Mercedes-Benz Viano , Mercedes-Benz Vito , Mercedes-Benz W123 , Mercedes-Benz двигатели , Mercedes-Benz коробки передач

Книга по ремонту Mercedes


Название книги

Руководство по ремонту и эксплуатации Мерседес

Издательство Ротор

Информационно-справочная книга по ремонту Mercedes , а также пособие по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей Мерседес . Ремонт, устройство, эксплуатация и техническое обслуживание



Руководства по ремонту Мерседес

Интернет-магазин автомобильной литературы


интернет-магазин
руководств и инструкций по ремонту и эксплуатации автомобилей



Купить автокниги по ремонту, эксплуатации и обслуживанию автомобилей
Р
емонт автомобилей Мерседес
На сайте Вы можете скачать бесплатно электросхемы и примеры из книг


Краткое содержание главы (без картинок) для ознакомления перед покупкой

2.6. Поршни и шатуны

2.6.1. Снятие
2.6.2. Измерение гильз цилиндров
2.6.3. Проверка поршней и шатунов
2.6.4. Измерение зазора в шатунном подшипнике
2.6.5. Сборка поршней и шатунов
2.6.6. Установка поршней с шатунами в цилиндры

2.6.1. Снятие

Поршень с выполненной на нем камерой (1) сгорания

Рис. 47. Поршень с выполненной на нем камерой (1) сгорания

Поршни изготовлены из специального алюминиевого сплава. На каждом поршне выполнены звездообразная камера сгорания 1 (рис. 47) и два круглых углубления для головок клапанов. Горловина форкамеры выступает в камеру сгорания поршня. Две круглые выемки (см. рис. 47) предназначены для тарелок клапанов. С их помощью исключаются удары поршня о клапаны.
На каждом поршне устанавливаются по три кольца. Верхние два кольца — компрессионные, они препятствуют прорыву газов от сгораемого топлива в картер двигателя. Нижнее кольцо — маслосъемное и предназначено для снятия масла со стенок цилиндров, чтобы исключить его попадание в зону горения топлива. Верхнее кольцо имеет прямоугольное сечение, среднее кольцо снабжено внутренней фаской, а маслосъемное кольцо имеет хромированную наружную поверхность. Только в такой последовательности установки поршневые кольца способны выполнять свои функции. Шатуны соединяют поршни с коленчатым валом. Поршневой палец соединяет поршень с шатуном.
После снятия крышек шатунных подшипников и вкладышей поршни с шатунами можно выталкивать из блока цилиндров вверх с помощью рукоятки молотка. Перед выполнением этих работ необходимо точно соблюдать следующие ниже инструкции, касающиеся маркировки и монтажного положения деталей.

Обозначения на днищах поршней (стрелки В) и блоке цилиндров (стрелки А), указывающие на размерные группы диаметров поршней

Рис. 48. Обозначения на днищах поршней (стрелки В) и блоке цилиндров (стрелки А), указывающие на размерные группы диаметров поршней

Поршни и цилиндры подразделяются на три размерные группы в пределах определенных допусков и имеют буквенные обозначения А, Х и В. Эти обозначения выбиты на блоке цилиндров, рядом с гильзой цилиндра, как показано стрелками А на рис. 48. Размерная группа поршней должна соответствовать маркировке, нанесенной рядом с цилиндрами.
Кроме буквенных обозначений на днищах поршней выбиты также 7-я и 8-я цифры номера запасной части. Помимо этого на каждый поршень нанесена стрелка с надписью «Vorn» («Перед») для указания монтажного положения поршней.
Для ремонта поставляются поршни исключительно с обозначением Х. Эти поршни могут использоваться на двигателях с обозначениями цилиндров А либо В.
Если возникает необходимость в проведении хонингования цилиндров, то они должны быть отшлифованы до размерной группы поршней Х с учетом предписанного рабочего зазора.
Каждый поршень и его шатун необходимо снабдить меткой номера цилиндра, из которого они были демонтированы. Это лучше всего проделать краской на днищах поршней, одновременно можно нанести и стрелки для указания монтажного положения поршней, так как заводские стрелки могут быть не видны под слоем нагара.

Маркировка крышки шатунного подшипника и шатуна

Рис. 49. Маркировка крышки шатунного подшипника и шатуна

При демонтаже поршня с шатуном необходимо обязательно пометить монтажное положение крышки шатунного подшипника, а после снятия поршня с шатуном — сразу же нанести маркировку с обозначением номера цилиндра. Это можно выполнить кернером (одна метка кернера — первый цилиндр, две метки — второй цилиндр и т.д.), как показано на рис. 49.
Вкладыши подшипников следует маркировать с указанием шатуна и крышки шатунного подшипника. Верхние вкладыши имеют отверстия для смазки поршневого пальца.

Маркировка в нижней части шатунов

Рис. 50. Маркировка в нижней части шатунов

Шатунные вкладыши могут иметь различные диаметры. С нижней стороны крышек шатунных подшипников кернером нанесена маркировка — одна или две метки (рис. 50). При наличии одной метки следует устанавливать вкладыши с голубой маркировкой, нанесенной с боковой стороны вкладыша. При наличии двух меток, как показано на рисунке, следует устанавливать вкладыши без цветной маркировки.
Шейки коленчатого вала могут подвергаться четырехкратной шлифовке. Соответственно должны устанавливаться надлежащие вкладыши подшипников, которые выпускают ремонтных размеров, отличающихся на 0,25 мм.
Снять крышки подшипников и вкладыши, вытолкнуть из цилиндров поршни с шатунами. При необходимости удалите с помощью шабера поясок нагара, образовавшийся в верхней части цилиндров.

Снятие стопорного кольца поршневого пальца

Рис. 51. Снятие стопорного кольца поршневого пальца

После снятия стопорных колец вытолкнуть поршневой палец. Надрезы в бобышках поршня позволяют воспользоваться отверткой (жало отвертки необходимо вставлять рядом со стыком стопорного кольца) либо тонким бородком для снятия стопорных колец поршневого пальца (рис. 51). Выпрессовку поршневого пальца проводить подходящей оправкой.

Снятие-установка поршневых колец

Рис. 52. Снятие-установка поршневых колец

Использование металлических пластин для снятия-установки поршневых колец

Рис. 53. Использование металлических пластин для снятия-установки поршневых колец

Снять поочередно поршневые кольца с использованием специальных щипцов, как показано на рис. 52. Если поршневые кольца подлежат повторному использованию, то их следует соответствующим образом промаркировать. Если у вас нет щипцов для снятия поршневых колец, то можно воспользоваться металлическими пластинами, вставленными под поршневые кольца с противоположных сторон, как показано на рис. 53. Одна из пластин обязательно должна быть вставлена под поршневое кольцо в зоне замка, чтобы не поцарапать поршень. На рис. 54 показаны детали после разборки поршня с шатуном.

Поршень и шатун после разборки

Рис. 54. Поршень и шатун после разборки: 1 — поршневые кольца; 2 — стопорные кольца поршневого пальца; 3 — поршень; 4 — поршневой палец; 5 — шатун; 6 — подшипниковая втулка в верхней головке шатуна; 7 — болты крепления крышки шатунного подшипника; 8 — верхний вкладыш шатунного подшипника; 9 — нижний вкладыш шатунного подшипника; 10 — крышка шатунного подшипника



2.6.2. Измерение гильз цилиндров

Для измерения гильз цилиндров в средней и нижней части необходим специальный индикатор для обмера цилиндров (нутромер). Без данного прибора нижеперечисленные работы выполнить будет невозможно.

Места замера отверстий гильз цилиндров

Рис. 55. Места замера отверстий гильз цилиндров: А — замер в продольной оси двигателя; В — замер в поперечной оси двигателя; а — верхняя точка остановки верхнего поршневого кольца; b — нижняя точка остановки поршня; с — нижняя точка остановки маслосъемного кольца; 1, 2, 3 — точки замера

Замер отверстий цилиндров с помощью нутромера

Рис. 56. Замер отверстий цилиндров с помощью нутромера

Отверстия гильз цилиндров должны замеряться в продольной и поперечной осях, как показано на схеме рис. 55. Если эти работы выполняются на двигателе, установленном на автомобиле, то третья точка измерения будет находиться прямо над поршнем, остановленном в НМТ. Две другие точки измерения лежат соответственно выше. Нутромер опускается в гильзу цилиндра, как показано на рис. 56. В общей сложности на каждой гильзе цилиндра необходимо выполнить по 6 замеров. Результаты всех замеров необходимо аккуратно записать, а затем сравнить с техническими данными (см. прил. 1).
Следует помнить, что в случае обнаружения размерных отклонений хотя бы на одном цилиндре, все цилиндры необходимо будет растачивать. Размерное отклонение 0,20 мм от номинального, будь то в продольной либо в поперечной оси, допустимо. Если износ превышает допустимые пределы, то в этом случае можно заменить гильзы цилиндров. Эта работа должна выполняться только на специализированной СТО.

Замер диаметра поршня

Рис. 57. Замер диаметра поршня

Окончательно размер отверстия цилиндра определяется суммой диаметра поршня, замеренного в 10 мм от нижней кромки юбки поршня, и рабочего зазора поршня, который составляет от 0,017 до 0,043 мм. На рис. 57 показаны места установки микрометра. Кроме того, необходимо учитывать припуск на хонингование цилиндров, который должен составлять 0,03 мм. Рабочий зазор поршня не должен отклоняться от заданного более чем на 0,12 мм.
Для проверки рабочего зазора поршня необходимо замерить размеры поршня и отверстия гильзы цилиндра, как было описано выше, и определить разницу полученных результатов замеров по каждой паре поршень—цилиндр. Если результат превышает 0,12 мм, то необходимо провести расточку цилиндров либо установить новые гильзы цилиндров, так как рабочий зазор достиг предельного значения износа.



2.6.3. Проверка поршней и шатунов

Замер вертикальных зазоров в канавках поршневых колец с помощью щупа

Рис. 58. Замер вертикальных зазоров в канавках поршневых колец с помощью щупа

Замер зазоров в замках поршневых колец, находящихся в цилиндрах двигателя

Рис. 59. Замер зазоров в замках поршневых колец, находящихся в цилиндрах двигателя

Провести тщательный контроль всех деталей. При наличии задиров, царапин и следов износа заменить их новыми. Замерить вертикальный зазор в канавках поршневых колец с помощью щупа, вставляемого между плоскостью поршневого кольца и плоскостью канавки поршневого кольца, как показано на рис. 58 (канавки необходимо перед этим тщательно прочистить, для этого можно, например, использовать сломанное поршневое кольцо). Если результаты замеров покажут, что зазоры в верхних кольцах превышают 0,20 мм, в средних — 0,15 мм и в маслосъемных — 0,10 мм, то это свидетельствует об износе поршневых колец или поршней. Затем с внутренней стороны картера двигателя необходимо по очереди вставить поршневые кольца в отверстия цилиндров, а перевернутым поршнем сверху подвинуть их вниз так, чтобы они расположились горизонтально и находились на расстоянии 20 мм от нижней кромки гильз цилиндров. После чего щупом замерить зазоры в замках поршневых колец, как показано на рис. 59. На всех кольцах этот зазор составляет 0,20–0,40 мм. Предельно допустимый износ для замков верхних колец не должен превышать 1,5 мм, для остальных колец — 1,0 мм.
Проверить поршневые пальцы и шатунные втулки на износ и наличие задиров. В этом случае допускается одиночная замена неисправного шатуна, однако масса нового шатуна не должна отличаться от массы заменяемого шатуна более чем на 5 г. Замену втулок в верхних головках шатунов рекомендуем проводить на специализированных СТО.

Замер диаметров податливой части болтов крепления крышек шатунных подшипников

Рис. 60. Замер диаметров податливой части болтов крепления крышек шатунных подшипников

Контроль шатуна на легкость хода

Рис. 61. Контроль шатуна на легкость хода

Перед повторным использованием болтов крепления крышек шатунных подшипников необходимо замерить диаметры их тонких частей с помощью штангенциркуля (рис. 60). Если промеренные диаметры болтов окажутся менее 7,1 мм, то такие болты подлежат замене, которую следует проводить согласно изложенным ниже инструкциям. Перед заменой болтов следует выполнить еще одну проверку, которая заключается в следующем: крышка шатунного подшипника сажается на один болт и поворачивается в сторону так, чтобы шатун и повернутая в сторону крышка подшипника находились на горизонтальной оси, как показано на рис. 61. Если крышка подшипника под собственным весом падает вниз, то этот шатун должен быть заменен на новый. В противном случае необходимо заменить болты. В приспособлении для проверки шатунов следует проверить все шатуны на скручивание и изгиб, величины которых не должны превышать минимально допустимые. Для выполнения этой работы также рекомендуется обратиться на специализированную СТО. При проверке поршней и шатунов существуют следующие рекомендации.
Не рекомендуется повторно использовать шатуны, которые были однажды перегреты из-за неисправности подшипника (шатуны с цветом побежалости).
Шатуны и крышки шатунных подшипников подобраны друг к другу и промаркированы.
Новые шатуны поставляются с расточенными втулками в верхних головках, их можно сразу устанавливать на двигатель.
Установить на болты крышки шатунных подшипников с вкладышами и с помощью нутромера промерить внутренний диаметр подшипников. Если полученный результат превысит значение 51,619 мм или будет выявлена некоторая конусность, то опорную поверхность крышки шатунного подшипника можно скорректировать на ровной плите до 0,02 мм.

Шатун

Рис. 62. Шатун: 1 — втулка верхней головки шатуна; 2 — шатун; 3 — верхний вкладыш подшипника; 4 — упругие зажимные штифты; 5 — нижний вкладыш подшипника; 6 — болт крышки шатунного подшипника; L=145 мм; B=24,0 мм; D=47,95 мм; D1=29,50 мм; D2=26,0 мм (допуск 0,018–0,024 мм)

Если шатун находится в идеальном состоянии, а в поршневом пальце обнаружен повышенный зазор, то необходимо заменить втулку в верхней головке шатуна, выпрессовав старую и запрессовав новую. При этом необходимо обратить особое внимание на расположение масляного отверстия во втулке. Оно должно находиться на одной линии со стрелкой, обозначенной на рис. 62. После запрессовки новой втулки в верхнюю головку шатуна ее необходимо развернуть до диаметра D2, указанного на рис. 62. На этом рисунке указан допустимый диаметр.



2.6.4. Измерение зазора в шатунном подшипнике

Эта работа описывается в подразд. 2.8.2 («Проверка коленчатого вала»).


2.6.5. Сборка поршней и шатунов

Поршень и шатун после разборки

Рис. 54. Поршень и шатун после разборки: 1 — поршневые кольца; 2 — стопорные кольца поршневого пальца; 3 — поршень; 4 — поршневой палец; 5 — шатун; 6 — подшипниковая втулка в верхней головке шатуна; 7 — болты крепления крышки шатунного подшипника; 8 — верхний вкладыш шатунного подшипника; 9 — нижний вкладыш шатунного подшипника; 10 — крышка шатунного подшипника

На рис. 54 показаны отдельные детали поршня с шатуном. При их сборке и установке необходимо выполнить следующие операции:
- перед сборкой внимательно осмотреть поверхности поршней (в том случае, если устанавливаются новые поршни). Проверить диаметры, размерные группы и две последние цифры по каталогу запасных частей, которые должны обозначаться на поршнях и соответствовать установочным требованиям;
- при замене шатунов обращать внимание на нижние части крышек подшипников, где могут быть накернены одна либо две точечные метки, которые определяют размерную группу вкладышей подшипников;

Поршень с шатуном в сборе

Рис. 63. Поршень с шатуном в сборе

- смазать поршневой палец и запрессовать его в отверстия бобышек поршня и втулки шатуна подходящей по диаметру оправкой. Установить с обеих сторон стопорные кольца поршневого пальца, убедившись, что они хорошо сели в свои канавки. Устанавливать поршень с шатуном в двигатель следует таким образом, чтобы стрелка 1 (рис. 63) на днище поршня указывала на переднюю часть двигателя, а направляющие лепестки 2 вкладышей шатунных подшипников были расположены с левой стороны двигателя;
- убедиться в том, что после сборки поршень свободно поворачивается в обе стороны на поршневом пальце;

Поршневые кольца в разрезе

Рис. 64. Поршневые кольца в разрезе: 1 — составное маслосъемное кольцо с расширителем (рабочая поверхность хромирована); 2 — нижнее компрессионное кольцо с сечением в виде трапеции; 3 — верхнее компрессионное кольцо квадратного сечения (контактная поверхность асимметрично прошлифована и хромирована)

- с помощью щипцов для поршневых колец установить кольца на поршень, обращая особое внимание на правильную последовательность их установки. Компрессионные кольца можно легко перепутать местами, поэтому обратите внимание на их сечения и расположение на поршне. На рис. 64 показаны сечения колец и порядок их расположения.



2.6.6. Установка поршней с шатунами в цилиндры
При установке поршней с шатунами в цилиндры двигателя необходимо выполнить следующие операции:
- смазать внутренние поверхности цилиндров;
- разложить шатуны напротив соответствующих цилиндров. Метки на нижних головках шатунов и крышках шатунных подшипников должны быть расположены друг против друга. Стрелки на днищах поршней должны быть направлены в сторону передней части двигателя;
- поршневые кольца на поршне повернуть так, чтобы их замки не совпадали друг с другом (через каждые 120°);
- стяжной лентой прижать поршневые кольца в их канавки, обратив особое внимание на беспрепятственное вхождение колец в канавки;
- коленчатый вал всякий раз проворачивать таким образом, чтобы шатунная шейка устанавливаемого поршня с шатуном останавливалась в НМТ;
- шатун с поршнем втолкнуть сверху в гильзу цилиндра. Двигатель положить на бок, чтобы основание стержня шатуна с установленным в него вкладышем можно было подвести к шейке коленчатого вала, не поцарапав гильзу цилиндра и вкладыш подшипника;
- не разжимая стяжной ленты поршневых колец, втолкнуть поршень в цилиндр до посадки основания шатуна с установленным в него вкладышем на шатунную шейку коленчатого вала;
- второй вкладыш положить в крышку подшипника направляющим лепестком в левую сторону и обильно смазать его. После этого надеть крышку на основание шатуна и слегка постучать по ней. Нанесенные метки надо расположить друг против друга;
- смазать места контакта гаек с крышкой шатунного подшипника;

Замер диаметров податливой части болтов крепления крышек шатунных подшипников

Рис. 60. Замер диаметров податливой части болтов крепления крышек шатунных подшипников

- попеременно провести затяжку болтов крепления крышки шатуна моментом 30 Н·м и затем довернуть их еще на 90°, повернув вороток ключа еще на четверть оборота. Следует еще раз напомнить о необходимости замера перед повторным использованием тонкой части шатунных болтов, как показано на рис. 60;
- после установки шатунов провернуть несколько раз коленчатый вал для того, чтобы выявить точки возможного заклинивания;
- еще раз проверить маркировку шатунов и правильность установки поршней с учетом направления стрелок на днищах поршней и их нумерации по цилиндрам в том случае, если повторно используются старые детали;
- проверить боковой зазор между каждым шатунным подшипником и соответствующей шейкой коленчатого вала с помощью щупа. При использовании новых деталей этот зазор должен находиться в пределах от 0,11 до 0,23 мм. Предельно допустимое значение износа — 0,50 мм.

Оригинальные
Адаптеры
OBD-2


Диагностические адаптеры
ELM 327 USB
ELM 327 WI-FI
ELM 327 bluetooth

+ программа MotorData OBD бесплатно

Позволяют самостоятельно диагностировать современные автомобили без использования дорогостоящих профессиональных сканеров.

Инструкции по ремонту Мерседес-Бенц
Литература по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей Mercedes Benz


Книга по ремонту Mercedes Sprinter, книга по ремонту Мерседес Спринтер, мануал Mercedes Sprinter, мануал Мерседес Спринтер, двигатель Mercedes Sprinter, двигатель Мерседес Спринтер, электросхемы Mercedes Sprinter, электросхемы Мерседес Спринтер, инструкция по эксплуатации Mercedes Sprinter, инструкция по эксплуатации Мерседес Спринтер, литература Mercedes Sprinter, литература Мерседес Спринтер, руководство по ремонту Mercedes Sprinter, руководство по ремонту Мерседес Спринтер

Назад к содержимому